Анонс

Практические измерения помех от вибраций движущего механизма проигрывателей
Расширение диапазона частот современных устройств воспроизведения в сторону низких частот, а также значи­тельное повышение податливости подвижной системы звукоснимате­лей и возможное благодаря этому уменьшение прижимной силы, к сожалению, обусловливают иногда увеличение воспринимаемых на слух помех от движущего механизма проигрывателя. Напряжение на выходе звукоснимателя при проигрывании немых канавок пластинки, обусловленное несимметричностью вращающихся деталей и вибра­циями движущего механизма, называют в общем случае напряже­нием помех от вибраций. Различают два режима измерений напря­жения помех от вибраций: по характеристике, оценивающей равно­мерно (по частоте) все составляющие помех в низкочастотном диа­пазоне, и по взвешенной характеристике, согласованной со свойства­ми слуха (рис. 20). ... Далее...

Горизонтальная и вертикальная балансировка тонарма

Боль­шое внимание, которое уделяют горизонтальной и вертикальной ба­лансировке фирмы, производящие высококачественные тонармы, следует объяснить большим влиянием разбаланса на качество вос­произведения. Особенно это влияние проявляется во время воспро­изведения стереофонической записи при незначительной прижимной силе звукоснимателя.

Горизонтальная балансировка тонарма. Ста­тическая горизонтальная балансировка тонарма относительно гори­зонтальной оси поворота даже при применении различных по массе головок звукоснимателей не представляет трудностей. В дешевых тонармах балансировку производят натяжением пружины, прикреп­ленной к заднему концу тонарма. Современные высококачественные тонармы имеют на конце передвигающийся или вращающийся про­тивовес АД. Чем больше различаются по массе вставляемые головки, тем больше должен быть диапазон перемещений противовеса. Обыч­но тонарм проигрывателя виниловых пластинок можно точно сбалансировать, если собственная масса го­ловок не превышает 5—20 г.

Расширение этого диапазона для голо­вок с меньшими массами является нерациональным, так как только кристаллические или керамические головки имеют небольшую собст­венную массу, а их применение в проигрывателях виниловых пластинок для высококачест­венного воспроизведения следует считать нецелесообразным. В про­игрывателях средней стоимости, которые работают с различными типами головок, диапазон регулировки необходимо расширить в сто­рону меньших значений. В тонарме проигрывателя «Dual-1019», рас­считанном на применение всех типов головок, диапазон балансиров­ки 2—16 г обеспечивает применение всех известных в настоящее вре­мя головок. Перемещение противовеса вручную часто оказывается недостаточным для установления точного баланса, поэтому дополни­тельную регулировку производят вращением добавочного баланси­рующего груза. В некоторых тонармах, например типа РЕ Studio-33 фирмы «Perpetuum Ebner», для перемещения противовеса применяет­ся винтовой механизм. Для расширения диапазона регулировки в сторону меньших значений массы к тонарму вблизи головки при­крепляют дополнительный противовес (такой способ рекомендован для проигрывателя «Lab-80» фирмы «Garrard»). Существенный недоста­ток этого способа заключается в том, что он допускает повышение эффективной колебательной массы в самой неблагоприятной точке тонарма. В тонармах с фиксированными делениями для установки прижимной силы звукоснимателя указанные значения получаются только после горизонтальной балансировки.

 

Вертикальная (поперечная) балансировка то­нарма. Вертикальный разбаланс, кроме неравномерной нагрузки на вертикальные подшипники, создает неблагоприятные динамиче­ские условия в горизонтальной плоскости, которые ухудшают каче­ство воспроизведения, особенно в случае эксцентричного вращения диска или при наклонном положении движущего механизма. Для достижения нейтрального баланса относительно вертикальной оси поворота воображаемая линия, связывающая центры тяжести масс передней и задней частей тонарма, должна проходить через точку вращения. Возможные практические решения представлены на рис. 56.

Проигрыватель виниловых пластинок - Различные формы тонармов с противовесами

Рис. 56.

Различные формы тонармов с противовесами (Ад для горизонтальной и m для вертикальной балансировки)

На рис. 56, а противовес Ад и головка тонарма (включая го­ловку звукоснимателя) находятся на одной прямой. В таком то­нарме обеспечивается вертикальная балансировка, если под шасси отсутствуют детали, нарушающие баланс (например, тонарм серии Studio фирмы «Elac»).

 

Ростов-на-Дону виниловые пластинки


В тонарме на рис. 56, б (так же как на рис. 56, а) линия между центрами тяжести противовеса и головки пересекает вертикальную ось вращения. Тонарм имеет двойной изгиб, так как продольная ось держателя головки совпадает с продолжением продольной оси тонарма. Смещение центра тяжести головки звукоснимателя влево компенсируется посредством дополнительного груза m, расположен­ного под шасси на вертикальной оси вращения справа от нее (напри­мер, тонарм проигрывателя виниловых пластинок «Dual-1019»).

Компенсация смещения центра тяжести в тонарме на рис. 56, г производится   грузом   m, который перемещается по кронштейну, укрепленному на хвостовике тонарма. Вертикальный баланс дости­гается передвижением кронштейна в направлении X (рис. 57).

Проигрыватель виниловых пластинок - Механизм точной балансиров­ки тонарма

Рис. 57.

Механизм точной балансиров­ки тонарма в горизонтальном и вер­тикальном направлениях при смеще­нии центра тяжести головки звуко­снимателя

Уста­новка требуемого приведенного веса достигается смещением гру­за m в направлении Y (например, тонарм проигрывателя GA-230 фирмы «Philips» и тонарм SME-3012).

В тонарме на рис. 56, д вертикальная ось поворота смещена от­носительно оси симметрии тонарма. В этом тонарме прямая линия, связывающая два центра тяжести, проходит через вертикальную ось вращения, следовательно, вертикальный баланс обеспечивается (например, тонарм BTD-12S фирмы «Thorens»).

Хвостовик тонарма на рис. 56, е изогнут в направлении, проти­воположном направлению изгиба головки. При ее правильной уста­новке в держателе опрокидывающий момент при отклонениях от го­ризонтального направления не воздействует на вертикальную ось тонарма (например, тонарм проигрывателя виниловых пластинок TD-150 фирмы «Thorens» и тонарм проигрывателя «Dual-1210»).

Рассмотренные примеры не исчерпывают всех конструктивных возможностей осуществления вертикального баланса. Для дешевых головок обычно применяют несбалансированные тонармы, поскольку величина прижимной силы таких звукоснимателей выбирается доста­точно высокой. Для высококачественных головок звукоснимателей применение сбалансированных тонармов является обязательным условием. При величине прижимной силы 0,01 Н вертикальный раз­баланс тонарма не позволяет получить оптимальные параметры, ука­занные в паспорте головки.

При установке нового тонарма выполняют следующие операции:

1) устанавливают воспроизводящую головку в держатель тонар­ма согласно предписанию изготовителя;

2) балансируют   тонарм   в горизонтальном направлении;  при этом регулятор величины прижимной силы звукоснимателя должен находиться в нулевом положении;

3) балансируют тонарм в вертикальном направлении, предварительно исключив действие компенсатора скатывающей силы.

 

куплю старые виниловые пластинки


В звукоснимателях, в которых вертикальный баланс устанавли­вается грузом m, расположенным на горизонтальной оси вращения (рис. 58), условием вертикального баланса является равенство

gL=Адl.

Длина плеча а определяется из выражения

Правильная вертикальная балансировка тонармов, представлен­ных на рис. 56, б, в, д, возможна только при правильном положении центра тяжести передней части тонарма. Перемещение центра тя­жести вследствие применения различных головок можно компенси­ровать только в тонарме на рис. 56, г при помощи груза m, распо­ложенного на хвостовике тонарма. Смещение центра тяжести голов­ки в тонарме, показанном  на рис. 56, б, не  является критичным вследствие незначительного изменения плеча рычага. Установить вертикальный баланс можно также смещением головки в держателе тонарма, как это делается, например, в тонарме BTD-12S фирмы «Thorens». Для практической проверки вертикального баланса звуко­снимателя предварительно проводят горизонтальную балансировку, а затем наклоняют проигрыватель виниловых пластинок. При наличии вертикального ба­ланса звукосниматель не должен изменять своего положения при любом наклоне проигрывателя.

Комбинированное устройство для установки горизонтального и вертикального баланса применила фирма «Lenco» в студийном тонар­ме Р-77. Горизонтальный баланс устанавливается при помощи про­тивовеса, который смещается по хвостовику тонарма при вращении ролика. Для установления вертикального баланса в противовесе на­ходятся два связанных груза в форме сегмента, которые передвига­ются посредством двух раздельных обойм. Одна обойма переставля­ет оба сегмента вместе, а другая изменяет положение одного сег­ментного груза относительно другого. Соответствующим смещением грузов центр тяжести противовеса можно установить в любое по­ложение относительно вертикальной оси тонарма.

Описанные конструкции позволяют установить статический ба­ланс в горизонтальной и вертикальной плоскостях перемещения то­нарма. Для получения полного баланса линия, связывающая центры тяжести двух масс звукоснимателя, должна проходить через точку пересечения обеих осей поворота тонарма. Тогда при любом наклоне проигрывателя виниловых пластинок центры тяжести будут занимать нейтральное положе­ние, и на тонарм не будут действовать силы ускорения.

Для достижения динамического баланса необходимо, чтобы во­ображаемая линия между двумя центрами тяжести тонарма не только проходила через центр его вращения, но и располагалась пер­пендикулярно осям вращения. Это условие может быть выполнено только в конструкциях, представленных на рис. 56, а и б. Во всех других случаях динамический баланс не соблюдается. Следует за­метить, что он не оказывает существенного влияния на процесс вос­произведения. Динамический разбаланс проявляется в нарушении постоянства прижимной силы звукоснимателя при воспроизведении коробленных или эксцентрических пластинок. Но, как показывает опыт, даже у звукоснимателей, работающих с прижимной силой около 0,01 Н, незначительный динамический разбаланс не нарушает нормального процесса воспроизведения, поэтому применять конст­руктивные меры для получения абсолютного динамического балан­са не обязательно.